КАБУКИ-МОНО
После установления в начале XVII века правления Токугава в стране наступил долгожданный мир. Однако далеко не все этим довольны. Полмиллиона самураев, воинов с боевым опытом, оказались на улице в результате "сокращения штатов" в армиях сёгуна и даймё. Не имея других средств к существованию, многие из них стали организовываться в банды и нападать на мирных путников и торговцев, грабить деревни и даже города. Сами они издевательски называют себя хатамото-якко ("слуги сёгуна"), но народ дал им прозвище кабуки-моно ("клоуны, сумасшедшие") - за странные костюмы, прически и густой военный сленг. Примером такой банды - но особо с "аристократическим душком" - является "Банда белых эфесов". Ее члены носят белые оби, белые ножны для мечей, которые длиннее обычных. Одеваются они крайне эксцентрично: зимой носят одно короткое кимоно, а летом - три длинных, причем в подол одежды зашивают кусочки свинца, чтобы он раскачивался при ходьбе. Когда у них нет денег - они не платят своих счетов. А когда деньги появляются - всегда расплачиваются крупными монетами и приходят в ярость, если им предлагают сдачу. Про них рассказывают ужасные вещи - что на члена другой банды они нападают сзади, чтобы помешать ему атаковать, а уж если им приходится наносить ответный удар, то они стараются сначала пронзить свое собственное тело таким образом, чтобы одновременно убить и себя и того человека, который пытался с ним драться.
На слабо вооруженную полицию, старающуюся больше без кровопролития утихомиривать пьяных самураев, нежели защищать горожан от разбоя, надежды у простых людей было мало. Спецслужба клана Токугава также занималась другим - боролась с настоящими и вымышленными врагами государства. Крестьяне и горожане остались с распоясавшимися бандитами один на один.
МАТИ-ЁККО
Как это часто бывает, лечение оказалось немногим хуже болезни. Началось создание отрядов самообороны мати-ёкко ("городские стражи"), призванных бороться с кабуки-моно. Проблема заключалась в том, что в эти отряды шли отнюдь не самые доблестные и честные люди. Их костяк составили вчерашние и нынешние городские хулиганы, задиры, игроки - только такие люди могли решиться бросить повседневные дела и взять в руки оружие.
Мати-ёкко одержали несколько побед над кабуки-моно и пользуются за это большим уважением народа (о них даже слагаются песни и легенды). Но большую часть времени они играют в азартные игры, пьют и совершают преступления, лишь немногим менее дерзкие, чем бесчинства самураев. Теперь простым людям жаловаться уже некому.
ТЭКИЯ
Коробейники тэкия начинали менее воинственно. С давних времен по Японии бродили люди, продававшие сначала зелья и снадобья, затем - всякую всячину, от еды до ксилографий. Первоначально они назывались яси ("знахари"), а затем, когда их бизнес расширился, - тэкия ("коробейники"). В бизнесе тэкия руководствуются знаменитым "Не обманешь - не продашь". Они организуют переносные ларьки и лавочки для торговли мелким товаром на улицах и ярмарках, проводимых около монастырей по религиозным праздникам. Они торгуют всем, но очень редко - качественными товарами. Теперь, когда расплодились банды не только высокого, но и горожан низкого происхождения - носильщиков, наемных рабочих, (который носят длинные мечи и часто ввязываются в кровавые схватки с кабуки-моно), чтобы спасаться от грабителей и да и разгневанных клиентов тэкия начали организовываться в большие группы. Именно среди них родилась классическая схема власти якудза: оябун ("шеф"), вакагасира ("второй человек, заместитель"), офицеры, рядовые и ученики.
Тэкия в основном торгуют на рынках и ярмарках. Чтобы обеспечить себе лучшие условия, они стараются брать эти рынки под свой контроль и обеспечивать там порядок. Они распределяют торговые места, собирают деньги за охрану, ловят карманников и хулиганов.
БАКУТО - ЯКУДЗА
В отличие от созданных снизу организаций мати-ёкко и тэкия, организации профессиональных игроков бакуто сразу создается под контролем сверху. Правительство Токугава нанимает игроков в азартные игры, чтобы они развлекали рабочих, занятых на государственных стройках (дороги, системы ирригации и так далее), а заодно и возвращали в казну значительную часть зарплаты строителей. В XVII в. в Японии вообще получают большое распространение различного рода азартные игры, в связи с чем организация азартных игр в городах и особенно на почтовых станциях больших дорог стала весьма прибыльной. Но бакуто мало чем отличаются от бандитов и, по сути, становятся основой формирования будущих якудза.
Во-первых, многие из них совершали преступления и имели соответствующие татуировки (например, за каждое нарушение закона на запястье татуировался черный круг). Со временем большие татуировки стали для якудза испытанием силы воли - полная цветная татуировка спины занимала около 100 часов.
Во-вторых, именно бакуто придумали обряд юбицумэ - "отрезание фаланги пальца". Провинившийся бакуто отрезает себе фалангу мизинца (на игре два пальца связываются вместе, причем фалага мизинца обматывается черной материй или изолентой) в знак того, что уже не может так твердо, как раньше, держать меч или карты. За последующие преступления либо отрезается следующая фаланга мизинца или первая фаланга другого пальца. Чаще же провинившегося просто выгоняют из банды.
В-третьих, слово "якудза" принадлежит именно жаргону бакуто. Основная игрой, в которую они играют - ойтё-кабу - аналог нашего "очка" или американского "блекджека". Игроку сдаются три карты, и набранные им очки считаются по последней цифре суммы значений карт. Комбинация "я-ку-са" (8-9-3) дает в сумме 20, а по очкам - 0. Это худший результат и одна из худших комбинаций. Поэтому на сленге бакуто "якудза" значит "нечто избыточное, ненужное, бесполезное". Довольно быстро это слово начало использоваться и в отношении самих бакуто, а потом и тэкия, и даже мати-ёкко.
/Впоследствии название "якудза" будет перенесено на все группы организованной преступности и до сих пор используется для их обозначения наряду с термином "борекудан"/.
На игре могут присутствовать все три (хотя и небольшие) группировки, как мы их назовем - якудза: 1. "Городские стражи" Оцу мати-ёкко (милиция наряду с полицией);
2. Коробейники городского рынка тэкия (наряду с неорганизованными яси);
3. Держатели игорного дома Оцу бакуто (наряду с хозяевами городской Гостиницы).
В эти группировки могут попадать самураи, лишенные земель указом сегуна и ронины - самураи, утратившие своих сюзеренов в результате конфискации земель последних, либо их экономического разорения. Но больше к ним примыкают бродяги, которых якудза укрывают и кормят в ночлежках. Нужно помнить главное - настоящие якудза - глубоко лояльная властям организация, уважающая государство и его основные законы вне сферы своих непосредственных интересов.
ОРГАНИЗАЦИЯ
В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: "отец - дети" и "старшие братья - младшие братья". Глава клана называется оябун ("шеф") или кумитё ("старший начальник"). Он - начальник всех и над всеми.
Далее в иерархии следуют сайко комон ("старший советник"), со-хомбутё ("глава штаб-квартиры"), вакагасира ("второй человек, заместитель"), фуку-хомбутё ("помощник шефа"). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством "подотчетных штыков". Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место. Также кумитё подчиняются комон (советники), сингиин (консультанты), кумитё хисё (секретари) и кайкэй (бухгалтеры). Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй ("младшие братья"), младших бригадиров вакасю ("юнцы") и простых якудза.
При приеме в клан совершается обряд сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи.
Для узнавания друг друга и отличения от толпы якудза часто носят значки с "даймон" - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон.
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ
Кодекс поведения якудзы во многом воспроизводит кодекс самураев. Якудза должен стоически переносить голод, боль, тюремное заключение. Насильственная смерть поэтизируется, воспринимается как трагическая фатальность. Преуспевающие главари якудза - оябуны культивируют традиции и образ жизни самураев: изучают литературу, владение мечами и т.п. Кодекс поведения запрещает заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с интересами группы, требует строжайшей секретности и безупречной преданности боссу. Так же кодекс предусматривает следующие запреты:
- член якудза обязан не посягать на женщину, принадлежащую другому члену группы
- не заниматься ни чем иным, кроме "бизнеса" группы, даже под угрозой голода
- не выдавать секреты группы полиции в случаи задержания
- не пользоваться обычным языком, употреблять специальный "жаргон".
Вот несколько жаргонных слов:
Оядзи (Oyaji) - "Отец", начальник.
Кёдай (Kyoudai) - "Брат", коллега.
Камбу (Kanbu) - "Начальство", якудза высокого ранга.
Досу (Dosu) - Самурайский меч.
Тяка (Chaka) или Хадзики (Hajiki) - Огнестрельное оружие (обычно - пистолеты).
Сябу (Shabu) - Наркотики.
Сима (Shima) - Рэкет на определенной территории.
Киритори (Kiritori) - Выбивание долгов.
Юсури (Yusuri) - Шантаж.
Цуцумотасэ (Tsutsumotase) - "Хипес", форма вымогательства. Женщина приводит "лоха" домой, а затем является "оскорбленный муж" и требует отступного.
Сэнсо (Senso) - Война кланов якудза.
Тэути (Teuchi) - Перемирие в войне кланов.
Сацу (Satsu) или Пори (Pori) - Полиция.
Фуда (Fuda) - Ордер на арест или обыск.
Оцутомэ (Otsutome) - Заключение под стражу.
Кагэтёфу (Kagechoufu) - Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.
Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги - "лохов", всех, кто не является якудза. Поскольку якудза считают себя "защитникам справедливости", традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана.
Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе.
В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют "старшие сестры" (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются "подстилками", и обращаются с ними соответственно.
Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана.
Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть "коллегу" считается большой доблестью. В целом образом поведения и мышления якудза являются: восприятие силы как регулятора отношений между людьми, идея настоящего "мужчины", агрессивность, принципы мгновенного удовлетворения желаний, презрение к труду, мазохизм, враждебность к членам других преступных групп и т.п. Не смотря на то, что в современном мире якудза - некое извращенное подобие самурайства, на нашей игре есть сам благородный прототип - собственно самураи. Если перед игроком стоит выбор - какого воина отыгрывать - мы рекомендуем великолепный оригинал - самурая. Что касается отыгрыша якудзы в мире самураев - то присмотритесь к персонажам Тосире Мифуне в "Семи самураях" или "Расемоне" Куросавы. Это и есть потенциальный якудза "вне клана".